Штриховое кодирование – это технология автоматической идентификации и сбора данных, основанная на представлении информации по определенным правилам.
Технология штрихового кодирования основана на применении кодов системы EAN (European Article Numbering). Код EAN – стандартный штриховой код для товаров, поступающих в розничную торговлю.
Номер товара EAN-13 имеет следующую структуру:
• первые 3 цифры - это префикс или код национальной организации-члена GS1 (для GS1 Бел - 481);
• следующие 6 цифр - это регистрационный номер предприятия внутри национальной организации;
• следующая группа цифр - это порядковый номер продукции внутри предприятия;
• последняя 13-я цифра - контрольное число. Оно вычисляется из предыдущих двенадцати.
Существует заблуждение, что по первым цифрам штрихового кода можно определить страну происхождения товара. Это не так.
Штриховой код не может служить свидетельством страны происхождения товара. По префиксу можно определить только, в какой Национальной организации зарегистрировано то или иное предприятие. Предприятие имеет право самостоятельно определить, в Национальную организацию какой страны ему следует вступать, а также может вступить в несколько Национальных организаций одновременно.
Символика EAN сканируется в розничной торговле всенаправленными сканерами. Это означает, что символ EAN имеет фиксированное соотношение между высотой символа и его шириной. Когда изменяется один показатель, то другой должен быть изменен в соответствующей пропорции. Исходя из такого четкого соотношения, символы EAN имеют номинальные размеры высоты и ширины. Допустимые изменения размеров определены в диапазоне от 80% до 200% от номинального размера символа. Величину изменения размеров символа часто называют «коэффициентом увеличения».
Роль цифр, расположенных под штриховым кодом и называемых «представлением для визуального чтения», важна, так как если сам штриховой код поврежден или имеет низкое качество и не может быть считан сканером, то именно эти цифры используются для считывания.
Существует заблуждение, что штриховой код на упаковку может наносить только изготовитель товара. Это неверно! В соответствии с правилами GS1 приоритетное право штрихового кодирования продукции принадлежит владельцу товарного знака (бренда) или спецификации на производство товара вне зависимости от того, где и кем он произведён. Если по каким-либо причинам владелец торговой марки штриховой код не нанёс, то это может сделать изготовитель. Если и изготовитель товара не нанёс штриховой код, то это делает поставщик (импортёр).